Понедельник, 29.04.2024, 20:32
Приветствую Вас Гость

       Музыкально-компьютерное моделирование

                                    от модели до бриколажа




Меню сайта
Контакты: mr-edu737@yandex.ru

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Трехлетняя примерная общеразвивающая дополнительная

образовательная метапредметная программа

для детской школы искусств

 

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

(от модели – к бриколажу)

 

Четвертую расширенную и переработанную авторскую редакцию,

подбор иллюстративного материала и печать выполнил Э.Р.Дарчинянц

Москва – 2014

 

 

Пояснительная записка

Метапредметная общеразвивающая образовательная программа «Музыкально-компьютерное моделирова-ние (от модели – до бриколажа)» (далее она будет именоваться «МКМ») представляет собой опыт создания, совершенствования и реализации - на протяжении вот уже не менее 17 лет – оригинального учебно-развивающего курса в ракурсе фундаментально важных заветов А.С.Пушкина, М.А.Балакирева и Н.А.Бердяева артпедагогическому сообществу.  

Метапрограмма выстроена в соответствии с основными принципами проектно-эвристического метода обучения, которые выводят на личностное целеполагание ученика, выбор индивидуальной образовательной траектории, продуктивность обучения, первичность образовательно-творческой продукции, ситуативность обучения, образовательную рефлексию. Проектно-эвристическому методу в первый год обучения предшествует, в качестве начального подготовительного этапа, метод проблемного обучения: прежде чем создавать собственный продукт, ребенок должен усвоить способы его создания. В этом ему и помогает решение учебно-творческих проблем, заложенных в ключевых обучающих музыкальных моделях. Именно с помощью таких ключевых моделей постепенно происходит «кристаллизация» основных индивидуальных музыкально-интонационных средств ученика (выразительных метафор, формул актуализации движения, своеобразных музыкально-риторических фигур, других приемов), позволяющих в дальнейшем формировать собственный оригинальный образно-содержательный план своих музыкально-творческих проектов: импровизаций, этюдов, эскизов, коллажей, гротесков и бриколажей.   

Свое ответственное участие в достижении высоких результатов духовного и творческого развития детей и подростков призваны обеспечить преподаватели, наследующие одну из главных характерных особенностей русской педагогики — внимательное отношение к личности ученика и культивирование тесного психологического контакта с ним, - и осуществляющие общеразвивающую метапрограмму в тесном содружестве и взаимодействии с дирекцией и другими службами детской школы искусств.

Четвертая, переработанная редакция примерной общеразвивающей метапредметной образовательной программы «Музыкально-компьютерное моделирование (от модели – к бриколажу)» существенно дополняет и развивает образовательную программу дополнительного образования детей «Музыкальное моделирование» (автор Э.Р.Дарчинянц), опубликованную Московским государственным областным университетом в 2004 г. Метапрограмма создана и применяется нами в качестве проекта, посвящённого свободному индивидуальному развитию духовно-творческих способностей детей.

Программа имеет художественно-творческую общеразвивающую направленность и состоит из трех тесно и взаимно увязанных учебных курсов и этапов: курса «элементарное музыкальное моделирование» (начальный этап художественно-творческого обучения), курса «поэтика фонизма» (этап творческого пробуждения) и курса «бриколаж» (этап художественно-творческого преображения). Все три курса апостериори актуальны и вызваны к жизни современной концепцией музыкального образования, потребность в которой, по нашему мнению, давно вызрела, и основу которой составляет простой и никем не оспариваемый тезис: умение “слышать”, “понимать”, “исполнять” музыку не может не быть  обеспечено умениями сносно “говорить”, “читать” и “писать” на “музыкальном языке”, а также владением приемами “игры” на музыкальном инструменте. Вот почему в процесс истинно свободного музыкального творчества нас может ввести только самостоятельное оперирование свободной музыкально-образной речью, и, разумеется, в первую очередь - своей собственной. Что и является первой главной целью данной метапредметной программы.

Новизна программы обусловлена использованием оригинального метода органичного сопряжения скрытых азов всеобщей грамматики искусства музыки с ведущими принципами музыкальной поэтики и невероятно щедрым потенциалом информационных технологий. МКМ учит свободному пользованию элементами того праязыка, который лежит в самой основе искусства звуков и способен вобрать в себя любые смыслы любых музыкальных языков, как ныне существующих, так и будущих. Разумеется, начинать эту работу необходимо с моделирования творческой деятельности ученика, с решения им творческой задачи и создания творческой модели.

И здесь мы хотим особо подчеркнуть примечательный факт, который проявился в ходе многолетнего опыта становления и осуществления данной образовательной программы: музыкально-компьютерное моделирование как предмет, обучающий приёмам свободного художественно-музыкального творчества и на деле обеспечивающий эту свободу, в сущности выступает в качестве реальной программы духовного раскрепощения и одновременно способствует сильной активизации процесса  музыкально-психологического формирования личности ребёнка. В этом состоит вторая главная цель образовательной программы «Музыкально-компьютерное моделирование».  

Основными задачами, которые ставит перед собой программа «Музыкально-компьютерное моделирование», являются:

  • пробуждение и закрепление духовно-нравственной основы личности обучающегося;
  • формирование мотивации к занятиям музыкой;
  • развитие музыкальных способностей детей;
  • развитие художественного вкуса и творческих потребностей учащихся;
  • формирование и развитие личностных качеств, необходимых для осуществления музыкальной и любой иной творческой деятельности;
  • формирование знаний основных принципов и умений творческого исследования и использования совокупности современных приемов музыкальной поэтики, выразительных интонационно-артикуляционных средств, эмоционально-фонических модусов и разновидностей музыкально-риторических фигур;
  • воспитание трудолюбия, целеустремленности, организованности в занятиях;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на явления жизни и искусства;
  • выявление области одаренности детей для определения вектора их дальнейшего творческого и духовно-нравственного развития;
  • формирование знаний, навыков и совокупности основных несложных приемов пользования информационной техникой и музыкальными компьютерными программами.

               Наши авторские курсы моделирования и поэтики фонизма, принципиально отличаясь по своим подходам к проблеме от традиционных образовательных курсов развития музыкально-творческих способностей ребенка, используют нетрадиционные методы для их реализации. Они предлагают ребёнку и преподавателю в своей работе соотноситься исключительно с законами и принципами музыки, гармонии и архитектоники Природы. Для того, чтобы выбрать верную стратегию развития творческих способностей, участвующих в процессе определённой художественно-творческой деятельности, необходимо помнить, что вид художественной деятельности человека в конечном счете определяется спецификой используемой художником техники, которая непосредственно связана с материальным воплощением творческого замысла. По этой причине в качестве исходной позиции и единственного постулата при построении образовательной музыкально-творческой программы, рассчитанной на действительно любого обучающегося в музыкальной школе ребенка, нам понадобился тот объективно существующий элементарный базисный материал, на котором строятся и грандиозные музыкальные сооружения, и самое примитивное музыкальное высказывание, независимо от исторического времени, свойств этноса, характера и типа цивилизации, общественного развития или направлений и стилей в искусстве. Ибо, повторим, каждый вид искусства пользуется своим особым художественным материалом, и именно материал, используемый данным искусством для воплощения художественных образов и идей, делает этот вид искусства непохожим на другие и дает ему необыкновенные возможности проявить художественный образ так, как никаким иным способом его проявить невозможно. Этот материал, коим оперирует музыкальное искусство, - это музыкальный звук со всеми его свойствами. Мы исходим также из того художественно допустимого представления, что музыкальный звук является чистой музыкальной краской, которая в обычных акустических условиях обладает даром движения, протяженностью и энергетикой и имеет две основные и три дополнительные качественные координаты-характеристики. Основные характеристики заданы тембром, порожденным свойствами источника звука, в том числе акустическими, и тоном-”цветом” высоты. Дополнительные характеристики создаются с помощью штрихов и туше исполнителя, силы звука, а также фонического и тембрового окружения последнего. Музыкальные же  созвучия - определенные (аккорды, интервалы) и неопределенные (все остальные) - это смешанные музыкальные краски, “фонизмы”.

            Естественно, что для того, чтобы научиться хоть что-нибудь самостоятельно говорить на музыкальном языке, надо понять, каковы объективные свойства материала этого языка, какие простые для обычного ребенка средства, приемы, эффекты можно извлечь из этих свойств, чтобы изобразить несложные явления окружающего мира и человеческие состояния. С этой целью следует сначала помочь учащемуся правильно осмыслить свой музыкально-практический опыт (т.е. привести его в некую систему, не обязательно строго совпадающую с канонами “школьной науки”), затем - приобрести или закрепить необходимые практические приемы и навыки решения образных музыкальных задач, а уж потом - приступить к изъяснению и воплощению своих собственных творческих желаний. Педагог-профессионал понимает, что для того, чтобы научить ребенка, как решать творческие задачи, используя возможности музыкально-образного высказывания, надо вооружить его ключевыми моделями решения подобных задач. Естественно, что и задачи, и модели могут касаться только таких объектов и явлений, которые хорошо известны, просты, понятны, представимы, поддаются элементарному восприятию, описанию, анализу и музыкальному воплощению самыми доступными для ребенка средствами. В этом смысле данная образовательная программа с педагогической точки зрения строго целесообразна. Нами разработано 17 ключевых обучающих моделей. Освоив эти модели и принципы их построения в первый год обучения, в ходе прохождения курса элементарного музыкального моделирования, ребенок развивает своё воображение и получает навыки, приемы и возможности изображения основных фундаментальных свойств и элементов окружающего мира и музыкального искусства, видов движения, чувств, состояний, превращений. Исходным принципом такого подхода является отношение к программности как к одному из типов музыкального мышления, как к определённой системе моделирования действительности, имеющей свои нормы и методы.

            Курсы поэтики фонизма и бриколажа рассчитаны на второй и третий годы обучения. Эти курсы носят поисково-творческий, проектно-игровой, экспериментально-прикладной характер, что объясняется не только их происхождением и преемственностью от начального курса элементарного музыкального моделирования, общностью некоторых основополагающих методологических посылок всех трех курсов, но и вполне конкретной и перспективо-осмысленной целью - подготовить обучающихся к дальнейшему непринужденному и увлечённому самостоятельному освоению новых музыкальных миров, обеспечивая овладение основными принципами и практическими приёмами свободной музыкальной живописи, развивая эмоциональность и воображение высшего порядка, формируя универсальные навыки живой исследовательской и созидательной работы. Специфика данных курсов, их отличие от существующих начальных курсов музыкальной композиции определяется и тем важным обстоятельством, что применяемая здесь эвристическая методика поисково-игрового эксперимента позволяет легко вовлекать в проектную художественно-творческую деятельность без какого бы то ни было отбора любого ребенка и взрослого, никак не проявившего специальной творческой композиторской одарённости, или хотя бы  потребности что-либо сочинять, а также использует поразительные возможности современной информационной техники исключительно творчески: в целях безоговорочного обслуживания ничем не ограниченной детской фантазии, музыкального воображения, необычайно полного самораскрытия и самореализации ребёнка, взрыва его художественно-игровых потенций. Ибо, согласно концепции игры Й. Хайзенги, культура "происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела, она развивается в игре и как игра".

            Курсы поэтики и бриколажа не ставят своей специальной целью овладение европейскими “типовыми музыкальными формами”, т.к., на наш взгляд, процесс достижения подобной частной - далеко не главной и вообще не обязательной для развития творческих способностей и воображения начинающего музыканта -  цели может быть естественен, незатруднителен и органичен только тогда, когда уже есть свободное оперирование музыкальным языком, материалом, художественными средствами, драматургией, - т.е. поэтикой музыкального мышления и высказывания. Таким образом, предметом курса поэтики фонизма является поиск и освоение художественных принципов и приемов формообразования на композиционно-фоническом уровне. Отсюда - опора на импровизационную работу, на технико-художественные принципы и приемы, находимые самим обучающимся, на технико-музыкальные возможности компьютера и синтезатора, на широкие конструктивно-художественные ассоциации, на решительный отказ от тональной обязательности  с ее строгой ладово-функциональной иерархией, музыкальными штампами, а также ограничительной стратегией поиска, в пользу безгранично свободного и красочного фонизма, на отход от “ручной” нотной записи в пользу  компьютерной и звуковой. Используя принципы музыкальной поэтики и современной эстетики, мы учимся проектировать и создавать из своего исходного музыкального материала совершенно иные образования: гротеск и бриколаж, сочетающие, казалось бы, абсолютно несовместимые явления, образы, выявляющие их странные, удивительные взаимоотношения, и обладающие качественно новыми свойствами. Кстати, это умение имеет большое психоэвристическое значение для решения вообще любых творческих задач, позволяя по-новому, творчески подойти к той или иной проблеме, взглянуть на неё с неожиданной, непривычной точки зрения и обнаружить новые взаимосвязи, безуспешно разыскиваемые посредством дискурсивно-логического мышления.

            Основные цели этих курсов - привитие навыков независимого музыкального мышления и формообразования, расширение и экспериментальное совершенствование воображения высшего уровня и индивидуальной базы технологических знаний и умений, необходимых для успешного освоения последующих курсов, продолжающих развитие музыкально-созидательных способностей обучающегося - достигаются через решение задач свободного художественного поиска, широкое использование метода творческих проектов, банка инструментальных тембров, разнообразных технических возможностей компьютерных систем, освоение музыкально-интонационных средств, методов и приемов музыкальной риторики, поэтики и метаморфоз музыкальных образов и эмоциональных модусов в условиях тотального фонизма и тональной необязательности. В процессе комплексной художественной деятельности ребёнок постепенно приходит к пониманию того, что в музыке он имеет дело с «образами символическими, указующими на какую-то несказанную тайну, которая под этими образами кроется. Эта тайна и есть предмет музыки.» (Лосев А.) 

            Перечислим те основные принципы, которыми руководствуется участник и последователь музыкально-компьютерного моделирования в повседневной творческой деятельности.

  1. Принцип многоплановости, многослойности музыкальной ткани и композиционного поля.
  2. Принцип полифоничности (музыкальных событий, образов, эмоций, движений).
  3. Принцип взаимопроникновения (музыкальных событий, образов, эмоций, движений).
  4. Принцип взаимосочетаемости (музыкальных событий, образов, эмоций, движений).
  5. Принцип взаимоперехода (музыкальных событий, образов, эмоций, движений).
  6. Принцип природосообразности (использование природосообразных музыкальных линий, фонических и тембровых красок, типов и видов фактуры, светотени, полиметрии, полиритмии, агогики, артикуляции, акцентуации и др.).
  7. Принцип наслоения – расслоения музыкального материала.
  8. Принцип смысловой и содержательной многозначности.
  9. Принцип выработки собственного музыкально-импровизационного арго.
  10. Принцип проявления новизны, изобретательности, юмора.
  11. Принцип неявности, волшебства и ускользания.
  12. Принцип духовно-эмоционального наполнения рождаемой музыки.

            В реализации программы участвуют дети в возрасте 10-13 лет. Продолжительность обучения – 3 года. Форма занятий – урок. Занятия планируются из расчета 1 часа в неделю на одного ученика.

 

Ожидаемые результаты освоения программы проявляются в наличии у детей:

  • созданных ими собственных оригинальных музыкально-творческих композиций;
  • знания основных принципов и умений пользования совокупностью различных приемов музыкальной поэтики;
  • основных знаний и несложных навыков пользования информационной техникой и музыкальными компьютерными программами;
  • высокого уровня EQ и эмоциональной отзывчивости на явления жизни и искусства;
  • мотивации к занятиям музыкой и развитых музыкальных способностей;
  • навыков проектно-эвристической деятельности;
  • твердых духовно-нравственных устоев личности;
  • художественного вкуса и творческих потребностей;
  • активных навыков инициативного творческого мышления;
  • выработанных навыков трудолюбия, целеустремленности, организованности в занятиях.

 

Способы проверки достижения ожидаемых результатов:

  • предъявление оригинальных продуктов их самостоятельной музыкальной художественно-творческой работы;
  • популярность программы среди учащихся и их родителей;
  • успешное участие обучающихся в концертах, фестивалях, других акциях, посвященных детскому художественному творчеству;
  • активное стремление подростков к продолжению самостоятельных занятий музыкальным искусством - компьютерной аранжировкой, композицией, ансамблированием, музыкальной звукорежиссурой, и др., - к совершенствованию своих творческих навыков и умножению художественно-образных возможностей.

 

Формы подведения итогов:

  • промежуточная аттестация: в течение первых двух лет обучения – участие в творческих демонстрациях, по завершении учебного года – контрольный урок;
  • итоговая аттестация: зачет.

 

Образовательная программа «Музыкально-компьютерное моделирование» пользуется популярностью среди учащихся и их родителей и получила весьма положительную оценку и одобрительные отзывы участников ряда московских и межрегиональных научно-практических конференций и семинаров преподавателей детских школ искусств и музыкальных школ. Неплохим показателем её результативности служит и тот факт, что дети, обучавшиеся по этой программе, становятся лауреатами всероссийских и международных детских фестивалей и конкурсов музыкального творчества в номинациях «юный композитор», «электронная музыка», «компьютерная аранжировка» и др.  Особенно радуют, однако, иные, куда более важные обстоятельства: уже в процессе овладения методами и приемами музыкально-компьютерного моделирования дети творчески и духовно раскрепощаются, приобретают активные навыки инициативного мышления, что отмечают преподаватели, ведущие другие учебные дисциплины; а многие выпускники школы искусств, получив основательные навыки свободного музыкального творчества, либо продолжают профессиональное обучение музыкальному искусству или звукорежиссуре, либо, учась в других вузах, создают свои музыкальные ансамбли, аранжировки, композиции и продолжают активно музицировать в других формах. А это уже означает, что метапрограмма и методика, реализующая её, могут быть отнесены к числу практических проектов, подтверждающих успешность гармоничного сопряжения принципов поэтики музыкального творчества  с основными положениями теории учебной деятельности и эвристического метода обучения при условии адекватного использования замечательных оперативных возможностей информационной техники исключительно в художественных целях.

 

                                              Учебно-тематический план

                                                 Первый год обучения

 

№№

п\п

 

Названия тем

Количе-ство часов

1

Первая ключевая обучающая модель

1,5

2

Вторая ключевая обучающая модель

1,5

3

Третья ключевая обучающая модель

1,5

4

Четвертая ключевая обучающая модель

1,5

5

Пятая ключевая обучающая модель

1,5

6

Шестая ключевая обучающая модель

1,5

7

Седьмая ключевая обучающая модель

1,5

8

Восьмая ключевая обучающая модель

1,5

9

Девятая ключевая обучающая модель

1,5

10

Десятая ключевая обучающая модель

1,5

11

Одиннадцатая ключевая обучающая модель

1,5

12

Двенадцатая ключевая обучающая модель

1,5

13

Тринадцатая ключевая обучающая модель

1,5

14

Четырнадцатая ключевая обучающая модель

1,5

15

Пятнадцатая ключевая обучающая модель

1,5

16

Шестнадцатая ключевая обучающая модель

1,5

17

Семнадцатая ключевая обучающая модель

1,5

18

Учебно-творческие модели (этюды)

8

19

Контрольный урок

0,5

 

ИТОГО:

 

34

 

                                                                   Второй год обучения

 

 

№№

п.\п

 

Названия тем

Количе-ство часов

 

1

Разъяснение творческого задания для домашней работы.

 

4

2

Работа на РС (персональном компьютере): запись творческих музыкальных моделей –этюдов импровизационного типа.

4

3

Работа на РС: инструментовка, транспозиция, определение и закрепление темпов для каждой записанной партии.

8

4

Работа на РС: рабочие описания партий и их сочетаний (эскизов и коллажей).

4

5

Проектирование примерной схемы композиции и начало композиционной работы.

4

6

Основная композиционная работа.

4

7

Завершение композиционной работы и редакти-рование.  Уточнение  названия  композиции-гротеска.  Контекстные импровизации.

4

8

Перезапись и подготовка к демонстрации.

1,5

9

Контрольный урок.

0,5

ИТОГО:

34

                                                            

                                                      Третий год обучения

 

№№

п.\п

 

Названия тем

Количе-ство часов

1

Импровизация и запись на РС серии музыкальных идей и образов в виде этюдов и эскизов.

7

2

Работа на РС: художественно-техническая обработка, фрагментация, сопряжение и монтаж записанных партий, эскизов и коллажей.

9

3

Поиск художественных принципов и приемов создания крупной или циклической композиции - бриколажа.

5

4

Проектирование и создание крупной или циклической композиции – бриколажа.

8

5

Контекстные импровизации.

3

6

Перезапись и подготовка к демонстрации.

1,5

7

Зачет.

0,5

ИТОГО:

34

 

                                                                                                                             Следующая >>

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Советуем посетить