Четверг, 16.05.2024, 16:49
Приветствую Вас Гость

       Музыкально-компьютерное моделирование

                                    от модели до бриколажа




Меню сайта
Контакты: mr-edu737@yandex.ru

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

                                                                                                           Содержание метапрограммы

В соответствии с последовательностью тем, предлагаемой учебно-тематическим планом, программа разворачивается следующим образом.

 

Первый год: начальный этап обучения

Курс элементарного музыкального моделирования

1. ДОЖДИК  (первая ключевая обучающая модель)

Руководствуясь (здесь и далее) информацией, представленной в таблице «Краткое изложение состояний объектов, моделируемых на начальном подготовительном этапе обучения», вспоминаем, что у явления дождя есть начало (первые капли, постепенное начало слабого дождя и его нарастание) середина (сильный дождь) и окончание (дождь постепенно ослабевает и прекращается). Делаем вывод о том, что и модель наша должна быть трёхчастной (сразу обращается внимание на то, что большинство явлений и процессов имеют подобную же структуру, и потому структура учебных моделей не может не соответствовать ей). Затем определяем, какие регистры и приемы подходят для имитации того, как и куда капает дождь, как меняются его темп и динамика. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

Уславливаемся о том, что впредь главным и единственным критерием удачного воплощения модели является ее «похожесть» на тот оригинал, который она изображает.

2. МЕДВЕДЬ

Ясно, что для воплощения образа медведя следует пользоваться, в основном, звуками низкого регистра. Ясно и то, что элементарный сюжет требуется только для того, чтобы оживить образ медведя, показать его не в совсем уж одномерном виде. Далее определяем, какие приемы подходят для имитации мрака берлоги, образа спящего медведя, выстрела охотника и дальнейших действий разбуженного зверя, включая его передвижение и рев. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

3. ПЧЁЛЫ

Выясняем, что для воплощения образа пчёлы следует пользоваться, в основном, звуками среднего регистра. Далее определяем, какие приемы подходят для имитации жужжания (в полете) отдельной пчелы и целых пчелиных роев с учетом их приближения и отдаления. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

             4. КУКУШКИ

Выясняем, что для воплощения образов кукушки и древесных веточек следует пользоваться, в основном, звуками среднего регистра. Далее определяем, какие приемы и средства подходят для имитации пения кукушки, колебаний веточки, для отображения других деталей модели. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

5. КАЧЕЛИ НА ВЕТРУ

Выясняем, что для воплощения образа миниатюрных детских качелей (удерживаемых такими широкими верёвочными петлями, которые способны, при соответствующем воздействии, свободно и легко скользить вдоль верхней перекладины всего этого устройства) следует пользоваться, в основном, звуками среднего регистра. Далее определяем, какие приемы подходят для имитации покачивания и передвижения качелей по перекладине, для отображения других деталей модели. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

6. ПРОСТАЯ ПЕСЕНКА

Выясняем, что для воплощения образа песенки, которую напевает сверстник ученика, следует пользоваться, в основном, звуками среднего регистра. Тщательно вникая в подробности каждого раздела модели и анализируя их, определяем, в результате, что принципиально эта модель отличается от «Качелей на ветру» только тем, что здесь интервалы мелодического движения совсем никак не привязаны к предыдущим звукам и логика их движения подчиняется исключительно музыкальному чутью и воле юного импровизатора. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

7. ДИАЛОГ

Выясняем, что для воплощения диалога можно пользоваться звуками любого регистра, в зависимости от характерных особенностей участников диалога. Далее определяем, какие приемы и средства подходят для имитации различных голосов, их речи и общения друг с другом, с эхом, а также для придания им живой и изменчивой чувственно-эмоциональной окраски. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

8. КАЛЕЙДОСКОП

Выясняем, что для воплощения образа калейдоскопа следует пользоваться, в основном, звуками высокого и среднего регистров. Далее определяем, какие приемы и средства подходят для имитации и смены разнообразных цветных узоров. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

9. СОЗЕРЦАНИЕ

Выясняем, что для воплощения созерцания следует пользоваться, в основном, звуками среднего регистра. Вникая в подробности модели, определяем, что при воплощении содержания первой и третьей частей данной модели вполне можно воспользоваться средствами, применяемыми в аналогичных разделах модели «Простая песенка». Далее определяем, какие приемы и средства подходят для имитации «погружения в себя» и движения неопределённых чувств. В целом метрику модели отражают такты размером в 4 четверти. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

10. ЗЫБКО И ТУМАННО

Выясняем, что для воплощения данной модели следует пользоваться, в основном, звуками среднего регистра. Вникая в подробности модели (см. предлагаемую ниже таблицу «Краткое изложение…»), определяем, что при воплощении содержания первой и третьей частей («неопределённое движение») данной модели вполне можно воспользоваться средствами, применяемыми во втором разделе модели «Созерцание». Далее определяем, какие приемы и средства подходят для имитации «неподвижной неопределённости», т.е. некой формы, неопределимой в тумане (неопределенных созвучий). При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

11. ЭОЛОВА АРФА

Выясняем, что для воплощения данной модели следует пользоваться звуками всех трёх регистров. Далее определяем, какие приемы и средства подходят для имитации звучаний, извлекаемых ветерками, а также отображения состояний, эмоций, воспоминаний и грез, владеющих Эолом. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

12. СОЛНЕЧНОЕ МОРЕ

Выясняем, что для воплощения данной модели следует пользоваться звуками низкого и среднего регистров. Далее определяем, какие приемы и средства подходят для имитации и отображения покачивающейся поверхности моря, водной массы, ее глубины и плотности. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

13. ЮЛА

Выясняем, что для воплощения данной модели следует пользоваться звуками низкого и среднего регистров. Далее определяем, какие приемы и средства необходимы для имитации движений, передающих  завод, вращение, скольжение по полу, остановку и падение юлы. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

14. НА БАТУТЕ

Выясняем, что для воплощения данной модели следует пользоваться звуками среднего и высокого регистров. Далее определяем, какие приемы и средства подходят для имитации прыжков в высоту и мелкого «распрыгивания» на батуте. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

15. МЕТАМОРФОЗЫ

            Выясняем, что для воплощения данной модели следует пользоваться звуками среднего и высокого регистров.

Вникая в подробности модели, определяем, что:

  •  при воплощении содержания первой и третьей частей данной модели можно воспользоваться средствами, применяемыми в аналогичных разделах модели «Простая песенка»; только, в соответствии с содержательными задачами, к концу первой части следует участить пульс аккомпанемента (8-ые ноты превращаются в 16-е), а третью часть, наоборот, следует начать с возбуждённого аккомпанемента, чтобы затем успокоить его   (16-е ноты превращаются в 8-ые);
  • во второй части следует применить уже известные «скачущие, прыгающие» приёмы в правой руке (это могут быть прыжки малые и очень большие, одиночные и серийные) и приёмы «подкрашивающего» аккомпанемента.

При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

16. РУЧЕЁК

Выясняем, что для воплощения образа ручейка следует пользоваться, в основном, звуками высокого и среднего регистров.

Вникая в подробности модели, определяем, что:

  • ручеёк не способен ни на что иное, кроме течения и журчания, и т.к. придумать какое-либо другое действие с его участием просто невозможно, то модель не может не быть одночастной;
  • здесь применимы различные комбинации тех приёмов, которые использовались в моделях «Эолова арфа» (крайние части), «Калейдоскоп», «Юла».

При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

17. БАБОЧКИ  (семнадцатая ключевая обучающая модель)

Выясняем, что для воплощения образа бабочек следует пользоваться, в основном, звуками высокого и среднего регистров. Далее определяем, какие приемы и средства подходят для имитации игр, порхающего полета бабочек, а также для изображения бабочки, сидящей на цветке. При этом вспоминаются и соответствующие музыкальные понятия, термины, и подбираются конкретные исполнительские приёмы.

18. учебно- творческие модели (ЭТЮДЫ ИМПРОВИЗАЦИОННОГО ТИПА)

Самостоятельное создание творческих моделей-этюдов в импровизационной форме на темы эмоциональных состояний и других художественных образов, вдохновляющих ученика. Пробы создания коллективных музыкальных гротесков и исполнения индивидуальной контекстной импровизации (т.е. импровизации во время и в контексте звучания музыкально-компьютерного гротеска).

            19. контрольный урок

Программа и содержание контрольного урока, с учетом годовых требований, предлагаются ведущим преподавателем.

 

Годовые требования

В первый год освоения данной метапрограммы перед обучающимся стоят три основные задачи:

  • освоить ключевые обучающие модели  и соответствующий базовый комплекс разнообразных и разнородных приемов, навыков и умений музыкального моделирования, в т.ч. – с применением их при создании самостоятельных учебно-творческих моделей (этюдов импровизационного типа);
  • приобрести первоначальные навыки импровизационной работы на фортепиано (синтезаторе) с целью самостоятельного создания запланированных музыкальных образов;
  • приобрести первоначальные навыки коллективного созидания простых музыкально-компьютерных гротесков свободной формы из минимального числа музыкально-образных моделей-этюдов, а также творческий опыт индивидуальной контекстной импровизации.

 

 

Второй год: этап художественно-творческого пробуждения

Поэтика фонизма

 

 

1.   Разъяснение творческого задания для домашней работы.

Объяснение музыкального значения термина «гротеск». Совместное определение тем-образов для будущих творческих моделей-импровизаций. Выявление характерных особенностей и примерных приемов их воссоздания. Обсуждение возможных вариантов музыкального содержания.

2.   Работа на ПЕРСОНАЛЬНОМ КОМПЬЮТЕРЕ (РС): запись творческих музыкальных моделей – ЭТЮДОВ ИМПРОВИЗАЦИОННОГО ТИПА.

Прослушивание, анализ и коррекция подготовленных музыкально-образных моделей-этюдов импровизационного характера. Их запись в музыкальном редакторе РС.

3.   Работа на РС: инструментовка, транспозиция, определение и закрепление темпов для каждой Партии.

Копирование и инструментовка записанных на отдельных треках музыкальных партий-моделей.  Метаморфозы темпа и транспозиции. Индивидуальный подход.

4.   Работа на РС: рабочие описания партий и их сочетаний (ЭСКИЗОВ И КОЛЛАЖЕЙ).

Отбор партий, фрагментов и их сочетаний, пригодных для использования в процессе подготовки к построению гротеска и в дальнейшей проектной работе. Практические описания отобранных для дальнейшей работы партий, фрагментов и их сочетаний – эскизов и коллажей - в стандартной таблице.

5. проектирование примерной схемы композиции и начало композиционной работы.

Селекция материала по признакам местоположения в будущем гротеске (начальные эпизоды, серединные построения, завершающие эпизоды). Проектирование примерной схемы будущего гротеска. Приемы и начало его построения.

6.   Основная композиционная работа.

Практическое построение основной версии гротеска. Значение межструктурных связок.

7. Завершение композиционной работы и редактирование. Уточнение названия композиции-ГРОТЕСКА. КОНТЕКСТНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ.

Доработка структурных элементов. Редактирование динамической партитуры, звукового баланса и исправление отдельных акустических погрешностей. Освоение и закрепление навыков контекстной импровизации, активизирующей развитие творческой интуиции и EQ ученика.

8.   Перезапись и подготовка к демонстрации

Перевод звуковой записи гротеска из миди-формата в аудио-формат. Необходимые операции по коррекции демонстрационной версии. Запись на CD.

9.   КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

Программа и содержание контрольного урока, с учетом годовых требований, предлагаются ведущим преподавателем.

 

Годовые требования

 

Во второй год освоения данной образовательной метапрограммы перед обучающимся стоят три основные задачи:

  • освоить основные утилитарные навыки самостоятельной работы на компьютере и в программе Cubase;
  • продолжать практическую импровизационную работу с целью поиска и освоения своего собственного музыкально-арготического диалекта, художественных приемов музыкально-образного моделирования пейзажа, амбивалентных эмоций, разнообразных и многоплановых явлений и объектов реального мира, а также, по мере воспитания и проявления соответствующих способностей ученика, музыкальной переработки сюжетов занимательных историй, сказок, мифов, легенд; совершенствовать творческий опыт индивидуальной контекстной импровизации.
  • приобрести навыки индивидуальной проектно-эвристической деятельности и научиться самостоятельно создавать музыкально-компьютерные гротески свободной формы из минимального числа музыкально-образных моделей с применением метода вольной фонической живописи и таких основных принципов музыкальной поэтики, как принципы:
    • тщательного отбора и  ограничения музыкального материала,
    • связного развития,
    • обновления и сменяемости музыкально-декоративного материала,
    • вступления и завершения,
    • вторжения, наслоения,
    • коллажа, монтажа,
    • ритмизации, акцентирования,
    • пропорционирования,
    • сбалансированности динамики, динамического сопряжения,
    • арочных и ассоциативных связей,
    • целостности.

При этом педагогу «всегда надо помнить, что музыка изображает не предметы, но ту их сущность, где все они слиты, где нет ничего одного вне другого» (А. Лосев), и начинать пробуждать и развивать у обучаемого воображение высшего уровня. Оно понадобится ему в еще большей степени на следующем этапе творческого развития и преображения в процессе создания музыкального бриколажа.

 

Третий год: этап творческого преображения

 

Бриколаж

 

 

  1. Импровизация и запись на РС серии музыкальных идей и образов.

Совместное определение идей и тем-образов для будущих творческих проектов: этюдов-импровизаций. Использование методов музыкально-риторического изобретения: общие места и приемы умножения идей. Выявление характерных особенностей и определение соответствующих приемов их художественного воплощения. Обсуждение возможных вариантов музыкального и идейного содержания проектов. Импровизационные варианты этюдного моделирования. Запись моделей-этюдов в музыкальном редакторе.

  1. Работа на РС: первичная художественно-техническая обработка, фрагментация, сопряжение и монтаж записанных партий-ЭСКИЗОВ И КОЛЛАЖЕЙ.

Копирование и инструментовка записанных на отдельных треках музыкальных партий-этюдов.  Метаморфозы темпа и транспозиции. Индивидуальный подход. Отбор эскизов и их сочетаний-коллажей, пригодных для использования в процессе подготовки к построению гротеска и дальнейшей проектной работе. Практические описания отобранных для дальнейшей работы эскизов и коллажей в стандартной таблице. Фрагментация наиболее ярких эпизодов, исследование возможностей их сопряжения и монтажа.

  1. Поиск художественных принципов и приемов создания крупной или циклической композиции - БРИКОЛАЖА.

Селекция материала по признакам местоположения в будущих гротесках (начальные эпизоды, серединные построения, завершающие эпизоды). Проектирование гротесков. Объяснение музыкального значения термина «бриколаж». Поиск, отбор нужных приемов и первоначальные прикидки вариантов построения композиции в виде бриколажа. Использование риторических, литературных, живописно-графических, орнаментальных, кинематографических и иных индивидуальных и привлеченных приемов формообразования. Примеры художественных конструкций и структур лирического рода, предлагаемых различными видами искусства. Применение принципов сонетности, тематических взаимодействий и ассоциаций, цикличности, рассредоточенных вариаций, арочных связей, сонатности, замещения целого его частью.

  1. проектирование и Создание крупной сквозной или циклической композиции – БРИКОЛАЖА.

 

                                                                      <<Предыдущая                                                                              Следующая >>

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Советуем посетить