Ответ автора МКМ
на основной вопрос, поступивший от группы заинтересованных педагогов
- В чем кардинальная разница между ранними редакциями и концептуально новой четвёртой редакцией метапредметной образовательной программы музыкально-компьютерного моделирования?
- Отвечу так: главное отличие между прежними редакциями и нынешней заключается в том, что автором прежде, к сожалению, не были глубоко осознаны и определены ни истинный метод, ни искомые - практические и духовные - смыслы и результаты обучения, ни пути обретения последних.
И только в 2013-14 гг. были, наконец, окончательно переосмыслены и доработаны основы того нового метода, который на деле используется в музыкально-компьютерном моделировании: это оригинальный проектно-эвристический метод обучения. Была определена и детально описана лестница освоения этого метода обучающимися подростками, которая сводится к трём следующим этапам.
На первом этапе обучения – этапе элементарного музыкального моделирования – главной задачей является освоение:
- основных подходов и терминов МКМ,
- технологических приёмов, осуществляемых на базе музыкально-компьютерных программ КУБЭЙС или СОНАР,
- ключевых учебно-музыкальных моделей (- но! – освоения вовсе не методом развивающего обучения, который предполагался вначале, а методом уподобления, т.е. методом «создания по образу и подобию», движимого педагогическим/пророческим знанием и волей) и простейших навыков музыкально-импровизационной речи.
На втором этапе обучения – этапе художественно-творческого пробуждения - главной задачей является освоение основных принципов проектно-эвристического метода, приёмов создания музыкально-компьютерного гротеска, а также умения искать и использовать собственные элементы и приёмы музыкально-образной импровизационной речи как в автономном режиме, так и в режиме синхронной (контекстной) импровизации.
На третьем этапе – этапе творческого преображения - главной задачей становится обучение, с использованием возможностей проектно-эвристического метода, принципам и законам, алгоритму и приёмам формирования больших коллективных композиционных комплексов – бриколажей в сочетании с синхронными (контекстными) авторскими импровизациями.
В целом музыкально-компьютерное моделирование учит создавать:
- музыкальное действие,
- музыкальный дискурс и его модализацию,
- лирический музыкально-драматический проект новоизобретенного авторско-исполнительского жанра (бриколаж-реновацию в акционистском стиле).
Заново определена и главная цель МКМ – подготовить и воспитать у выпускника духовную потребность и стремление к самостоятельному поиску, открытию, освоению, пробуждению и воплощению новых областей жизни человеческого сердца и окружающего мира, разнообразных образов, идей и представлений, их композиционно-смысловых и ассоциативно-игровых связей.
Фундаментальные цели и задачи музыкально-компьютерного моделирования
Обучение творческому процессу создания и публичного представления музыкально-компьютерного бриколажа-импровизации имеет целью удовлетворение:
а) потребности выразить себя, свое сердце, свою душу, свои чувства, образы, ощущения, мысли, идеи, эмоции;
б) стремления к поиску неведомых, небывалых, загадочных, таинственных, воображаемых и невообразимых явлений и феноменов, к прикосновению и установлению с ними живой духовной связи;
в) глубокой заинтересованности в духовном общении с другими людьми, детскими и взрослыми сообществами и с целым миром;
г) желания сделать то, что до тебя еще никем не было сделано, или что-либо, что уже существует, сделать по-новому, по-своему, лучше.
В ходе работы решаются задачи обучения детей способам:
а) самопознания и самовыражения;
б) поиска и проявления мира неведомого, таинственно-неопределимого;
в) духовного общения с людьми и сообществами;
г) обновления, обогащения и творческой переработки имеющегося в наличии любого материала (музыкального, эмоционального, образного, изобразительного и др.).
________________________________________________
Автор материала и сайта: Эдуард Рубенович Дарчинянц
e-mail: mr-edu737@yandex.ru
|