Пятница, 17.05.2024, 00:50
Приветствую Вас Гость

       Музыкально-компьютерное моделирование

                                    от модели до бриколажа




Меню сайта
Контакты: mr-edu737@yandex.ru

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Текстовые пособия

ЕЩЁ ОДНО ОБЪЯСНЕНИЕ

Ещё одно объяснение

     Хочу обратить внимание на то, что сам термин «образование» восходит к постижению вовсе не образцов, но многозначных образов в «жизненном мире». «Образ» вещи отличается от рационального «образца» Последний жёстко организован, однозначен, типичен. Образ, напротив, открыт, незавершён. Открытость характеризует не смысловую размытость, а путь уподобления, копирования образа. Эта процедура носит опытный, конкретно-эмпирический характер, что выражается и в самой деятельности, и в тех предметах, на которые направлены действия человека. Копирование не является одноактным моментом. Оно является творческим актом: сличением, сопоставлением, приближением к оригиналу. Достижение подобия возможно лишь при визуальном, наглядном опыте. Коммуникативная практика является условием, которое обеспечивает процесс подражания… Поиск идентичности по образу и по подобию – наиболее приемлемая модель творческого образования, когда она продумана, естественна и гуманистична. Принцип причастности к эйдосу (образу, идеалу) выражает стремление быть сходным, похожим на образ желаемого… Путём копирования (подражания) актуализируются самые разные и сложнейшие феномены, среди которых укажем, к примеру, на традицию в её самых разнообразных формах: наставник – ученик, школа – последователь, род – наследник и др.

     Впрочем, мы полагаем, что именно естественная, природная склонность человека к действиям по образу и подобию лежит в основании «тоски по единству», по гармонии. В тоске по единству обнаруживает себя потребность увидеть разрозненные явления в обобщённой, упорядоченной форме; человеку важно, чтобы события воспроизводились, чтобы они наступали вовремя и в нужном месте и т.п.

   Действия по образу и по подобию являются неотъемлемой принадлежностью духовной и познавательной жизнедеятельности человека.

  Итальянский учёный Джакомо Риззолатти в 1996 году открыл существование зеркальных нейронов – систем, характеризующих деятельность мозга человека и обезьян. В соответствии с проведёнными исследованиями, действия одного человека очень часто являются копированием действий другого, находящегося вблизи… Зеркальная система, по мысли разработчиков, - это система, которая обладает способностью резонировать. Человек воспроизводит точно такие же действия, которые постигает с помощью зрения или слуха. Увиденное или услышанное воздействует на человека таким образом, что он начинает действовать точно так же. И не только испытывает сходное чувство, но и повторяет, зеркально воспроизводит действие в той же самой форме. Риззолатти говорит о существовании зеркальных систем практически во всех отделах мозга. Эти системы активируются при предвидении действия, при сопереживании эмоций или воспоминании о них и т.д. Зеркальные нейроны позволяют нам понимать действия других людей и даже читать их намерения в зависимости от контекста. На этом построены все процессы имитации, копирования и, как следствие, обучения. Человек, по мнению Риззолатти, от природы, изначально наделён неким словарём действий, эмоций, чувств и т.п. Словарь актуализируется, приводится в действие контекстом самой жизненной ситуации и на основе увиденного, услышанного. А это значит, что человек рождается уже готовым к социальному обучению и адекватному поведению в социуме. Полученные естественно-научные данные позволяют обосновать механизмы процессов наглядного обучения. В визуально-аудиальном опыте человек научается копировать, овладевает способностью к имитации и преобразованию комбинаций сложных движений и образов, - способностью столь же полезной, сколь и важнейшей в деятельности поисково-творческой направленности. А ведь именно эта деятельность составляет самую сущность способа музыкально-компьютерного моделирования - особого способа музыкально-психологического, духовного исследования и творческой переработки своих собственных представлений и переживаний с целью выявления в них и искусного выражения таких неожиданных взаимодействий, смыслов, образов и эмоций, которые до поры тайным образом укрыты в личном и общественном жизненном опыте.

     Те недалёкие последователи придуманной, - в качестве, казалось бы,  противовеса зачастую ненормальным и нередко удушающим условиям жизнедеятельности современной массовой школы, - так называемой «теории развивающего обучения», которые бесцеремонно утверждают, будто бы «не с объяснения преподавателя, а на своём, принадлежащем только ему, творческом опыте он (ребёнок) познаёт живой музыкальный язык, овладевает его понятиями», не видят и не понимают, что и подготовка, и объяснение, и практический показ преподавателя, и учебно-творческие упражнения ученика, и его собственноручные этюды-фантазии находятся в диалектическом, синергетическом единстве и не могут не использовать творческих возможностей современной музыкальной психологии, философии, педагогики, цифрового инструментария и технологий. Увы, подобные учители, фактически, слепо выступают с демагогическим забралом против серьёзных научных, в т.ч. дидактических исследований и достижений, против релевантности самой системы наглядного обучения, как суперэффективной системы, родившейся тысячи лет назад и во все времена гибко эволюционирующей вместе с развитием человеческой культуры и цивилизации, - системы,  основанной на интуиции, зеркальном отражении, инсайте, на невероятных возможностях рецептивного познания и естественных действий «по образу и подобию». «На самом же деле, - пользуясь их же языком, - они становятся заложниками чужих мыслей, штампов и поведенческих стереотипов, т.е. неспособными к своему творческому отношению к жизни». Наглядное обучение при этом ими развенчивается как, якобы, стандартное, потребительское, сугубо начётническое и формалистическое.

     Однако это глубокое, обидное, зловредное и мнимонаучное заблуждение.

  Вот почему метапредметная программа музыкально-компьютерного моделирования опирается именно на реальную, постоянно обновляющуюся систему наглядного обучения и применяет оригинальный метод проектно-эвристического образования, а не метод развивающего обучения, обросший странными мифологемами и спорными интерпретациями.

_______________________________________

   P.S. - Настоящий текст основан на скрытом, но обильном цитировании фрагментов, почерпнутых в работе Н.Т. Абрамовой, А.А. Воронина, Ф.Т. Михайлова «Самосознание и культура» (М., Наука, 2009)

Категория: Текстовые пособия | Добавил: ERD (02.03.2016)
Просмотров: 278
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Советуем посетить